Сегодня почти никто не помнит, что когда-то в нашем городе была церковь Иоанна Предтечи. Неудивительно, ведь от нее ничего не осталось…
Каменный Предтеченский храм – памятник второй половины XVIII века, построен в 1764 году. Стоял он в начале Предтеченской улицы (ныне – это улица Фрунзе), неподалеку от берега озера.
Храм был высоким, двухэтажным, имел два престола: внизу размещалась теплая церковь святителей Тихона Амафунтского и Иоанна Златоуста, а наверху – просторный, наполненный светом летний храм Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
Эта церковь славилась своим колокольным звоном. Насколько позволяют судить сохранившиеся документы, в период с конца XVIII по начало XX столетий она располагала довольно многочисленным по составу колокольным набором, в котором имелись большие, тяжелые, звучные колокола. К примеру, в конце XVIII века на колокольне этой церкви находилось восемь колоколов общим весом около 2 тонн.
А в начале XX века на средства, пожертвованные Николаем Андреевичем Мальгиным, для Предтеченской церкви был отлит новый большой колокол весом в 252 п. 30 ф. (4140 кг). Он стал одним из самых тяжелых в Ростове, вторым по весу среди колоколов ростовских приходских церквей.
В то время настоятелем церкви Иоанна Предтечи являлся протоиерей Алексей Серапионович Соколов (1845-1917). Он происходил из семьи потомственных священников и всю свою жизнь посвятил служению в Предтеченском храме, оставаясь его настоятелем 47 лет – с 1870 г. до самой своей кончины, последовавшей в 1917 г.
Предтеченская церковь была закрыта в 1929 году, а впоследствии – и вовсе разрушена.
Об Иоанно-Предтеченском храме, о его колокольне, колоколах и звонах сохранилось уникальное свидетельство – дневник ростовского жителя Серапиона Алексеевича Соколова (1876–1963) – сына предтеченского протоиерея Алексея Серапионовича Соколова
Поскольку церковь Иоанна Предтечи была для Серапиона Алексеевича особенной, родной и близкой – ведь в ней служил его отец, рядом стоял их дом, то об этой церкви в своем дневнике он упоминал чаще, чем о других. Явственно ощущается боль в его душе, когда он становится свидетелем ее закрытия, запустения и разрушения.
Предлагаем вниманию читателей выдержки из дневника Серапиона Соколова, относящиеся к 1929 году, когда храм еще оставался действующим, и записи более позднего времени, когда церковь уже была упразднена и начинала разрушаться.
1929 год, 9 мая
«Вчера я ходил посмотреть колокола на Предтеческой колокольне и, может быть, последний раз позвонить. Когда я собирался звонить к второму звону, то мальчик, прислуживающий в церкви, заявил: “Нельзя, запрещают красноармейцы звонить, а то, говорят, закроем церковь!” Вот до чего дожили?! Но, несмотря на такое запрещение “красноармейцев”, я все-таки отзвонил 2 звона, как полагается, ко “2-му звону”.
Должен сказать, что колокола прилажены удобно и звонить в них легко, особенно во 2-й колокол (под ногу), исключая 2-х колоколов в левой руке, не совсем ладно приспособленных. Всех колоколов на колокольне 8. Два не звонят: один, так называемый “набатный”, и 4-й, у которого нет даже веревки.
На большом колоколе, весом в 252 пуда 30 ф. имеется надпись, что он “отлит в Ярославле на заводе Оловенишникова 22 декабря 1904 года на средства потомственного почетного гражданина Николая Андреевича Мальгина старанием священника о. Алексея Серапионовича Соколова при церковном старосте Василии Алексеевиче Шухвостове” и т. д.
На втором, весом 61 пуд (с фунтами) надпись не разберешь (висит высоко), я только и прочитал “1787 год”. Повешен он, выходит, через 22–24 года после сооружения каменной Предтеческой церкви (в 1763–1765 гг.)
Музею необходимо было бы позаботиться, прежде чем сбрасывать колокола и бить их, списывать эти надписи: ведь это исторические даты? А то выходит какой-то вандализм, разбил и наплевать!..»
1943 год
«Предтечевская церковь в г. Ростове Яросл. обл., построена в 1763 г. В 1943 г. исполняется 180 лет со времени ее основания. В настоящее время ее не существует, как церкви, хотя здание, за некоторыми разрушениями, существует, а именно: сбиты главы на церкви и на колокольне сняты кресты. Самая колокольня не тронута, колокола сняты. Закрыта церковь в 1929 г., когда было прекращено богослужение. Теперь церковь принадлежит военному ведомству, и в верхнем ее этаже существовала столовая (для военных), а теперь сушильня. В нижнем этаже – прачешная.
Это единственная церковь в городе, у которой, так или иначе, сохранилась колокольня, остальные или разрушены совсем, или здания церквей оставлены, а колокольни уничтожены (напр. Покровская церковь, Рождественская, Борисоглебская и др.)
Предтечевская церковь была 2х этажная: вверху холодная – летняя церковь, а вниз – зимняя, теплая. Построена каменная церковь взамен деревянной, которая стояла на другом месте (где именно – осталось неизвестным), по ходатайству и, очевидно, на его средства, посадского человека Алексея Ивановича Хлебникова.
На колокольне висело 9 колоколов, из них самый большой весил 252 пуда и был слит на средства Николая Андреевича Мальгина. Колокола были подобраны под тон, причем большой звучал в ноту фа диэс.
Церковной утвари было вполне достаточно. Облачений также было много, и были старинные. Из икон выдавались Рождества Христова и Ильи Пророка, перенесенные из одноименной церкви – тоже упраздненной или сгоревшей.
Церковь стоит на небольшом валу, и была обнесена кругом каменной оградой с железными решетками. Кругом церковь обсажена деревьями – больше липа… тополями, многие из которых уцелели до нашего времени.
На северо-западной стороне церкви – могила протоиерея Алексея Серапионовича Соколова, прослужившего при этой церкви 47 лет и умершего 1-го мая 1917 г. На месте могилы остается один небольшой камень. Почти все, что было сделано и приобретено для Предтеческой церкви, – сделано протоиереем Соколовым. До него Предтеческий приход считался самым бедным в городе, и никто в него не шел. По словам протоиерея, в первые годы его служения доход священника был не более 200 рублей в год. Перед смертью же эту сумму он зарабатывал уже в месяц.
Стоит церковь на берегу озера Неро, и бывали годы, что вода при разливе доходила иногда до ограды, и почти никогда до самого здания церкви. При церкви велась летопись замечательных событий и числилась небольшая библиотека. Все это, к сожалению, революцией уничтожилось».
Итак, храм Иоанна Предтечи в начале XX столетия обладал одним из лучших колокольных ансамблей среди ростовских приходских храмов – полнозвучным, благодаря тяжелому басовому колоколу и гармоничным – по причине подбора колоколов по тону. Немалая заслуга в том принадлежала последнему настоятелю этой церкви протоиерею Алексею Серапионовичу Соколову.
Алла Виденеева