Храм Воздвижения Креста Господня, от которого сохранилась лишь его высокая колокольня, располагался в центральной части города, стоял на пересечении улиц Пролетарской и Окружной.
Как и ростовская Благовещенская церковь, он был построен в конце XVII столетия на средства архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина; 1685-1707). В трапезной, по желанию заказчика, был устроен придел Собора Архангела Гавриила, освященный в честь тезоименитого святого вологодского владыки. Интересно, что Вологде, в своей архиерейской резиденции архиепископ Гавриил тоже основал Крестовоздвиженский храм.
В конце XVIII – начале XIX века ростовский Воздвиженский храм подвергся перестройке, после чего в его облик были привнесены элементы классического стиля. В это же время была построена новая колокольня. Контракт на перестройку церковной трапезной и сооружение новой колокольни был заключен 25 февраля 1802 года с каменщиком Василием Ильиным с. Козловым, крестьянином ярославской вотчины князя Григория Александровича Щербатова. Применительно к колокольне предусматривалось, что образцом для нее – и по внешнему облику, и по размерам, должна была стать колокольня ростовского Вознесенского храма.
В очередной раз весьма существенные архитектурные изменения с Крестовоздвиженским храмом и его колокольней произошли в середине XIX века – в 1856–1859 годах. Основные перемены вновь коснулись трапезной и колокольни.
Трапезная была несколько удлинена и расширена, а в ее правой стороне появился второй придел, освященный в честь Николая Чудотворца.
Колокольня же в 1859 году была возведена совершенно новая – уже третья по счету, необычайно высокая и массивная.
В то же время вокруг обширного церковного двора возвели каменную ограду. На дворе, наряду со зданием храма, размещались часовня и церковный дом.
Все эти строительные работы производились на средства ростовского купца Петра Андреевича Веснина и его сына Андрея, осуществлялись при священнике Николае Добронравине и церковных старостах купцах Семене Орешникове и Иване Шетневе.
Уместно отметить, что отец Николай возглавлял Крестовоздвиженский храм более двадцати лет – его служение пришлось на середину XIX столетия. В священный сан он был рукоположен в 1838 году. В 1855 году был определен благочинным, в 1858 году – стал попечителем о бедных духовного звания. В качестве настоятеля Воздвиженской церкви он упомянут в 1860 году.
К числу особенно заслуженных и известных воздвиженских священников, также, несомненно, относится протоиерей Евлампий Арсеньевич Лавров (1851 – ок. 1917), который возглавлял этот храм более 35 лет – с 1878 года по середину 1910-х годов. В конце XIX – начале XX веков он являлся благочинным Ростовских храмов. В 1902 году был удостоен ордена св. Анны 3-й степени.
Итак, к концу 1850-х годов, по завершении последней по времени значительной перестройки церковного здания и сооружения новой колокольни, Крестовоздвиженский храм принял свой окончательный облик, тот самый, который остался запечатленным на фотографиях.
Храм был построен «кораблем» – квадратный в плане, двухэтажный объем церковного здания, увенчанного единственной главой, продолжала одноэтажная трапезная, с примыкающей к ней высокой колокольней.
После последней перестройки середины XIX века в церковном ансамбле явственно ощущается преобладание колокольни над храмом. Конечно, именно она сама своими грандиозными размерами явно доминирует в общем архитектурном ансамбле.
Колокольня представляет собой четырехъярусный мощный столп, пристроенный к западной стороне трапезной. Ее нижний ярус-четверик служил церковной папертью. Три верхних яруса представляют собой уменьшающиеся в объеме четырехгранники. Среди ростовских колоколен ей нет аналогов, она – единственная, выделяющаяся как по своему облику, так и по высоте.
Надо сказать, что и колокола были ей под стать. Во второй половине XIX – начале XX века храм обзавелся новым большим благовестником достаточно внушительного веса – 209 пудов – почти в 3,5 тонны.
Крестовоздвиженский храм был уничтожен около 1930 года, уцелела лишь колокольня, да и то – потому что ее решено было приспособить под пожарную каланчу. Для этого ее, разумеется, переоборудовали. Колокола были сброшены, арочные пролеты – заложены, а вместо купола была сооружена крытая смотровая площадка.
Вероятно, в 1930-е годы на колокольне были установлены часы с колокольным боем. Имеются свидетельства, что эти часы были перенесены с колокольни Рождественского монастыря. До сих пор они являются действующими: стрелки указывают время, куранты отбивают часы и четверти, а по истечении каждого часа окрестности оглашаются мелодичным колокольным звоном.
Есть в этом что-то символическое – вот уже больше ста лет Воздвиженского храма не существует, но пространство, где он когда-то стоял, поныне осеняется звоном колоколов.
Алла Виденеева