Звонница Ростовского Успенского собора

Успенский собор и соборная звонница

Ростовская соборная звонница, вместе с ее огромными древними колоколами и колокольными звонами, – значительное и неповторимое явление историко-культурного наследия России.

Ростовская соборная звонница. Фото Александра Нечаева

Ведь сегодня в нашей стране буквально по пальцам можно перечесть уцелевшие с дореволюционных времен старинные колокольные наборы, включающие в себя гигантские сверхтяжелые колокола. И только в Ростове в едином комплексе сохранилась звонница с родным набором древних тысячепудовых колоколов и традиционной практикой исполнения колокольных звонов.

Звонница Ростовского Успенского собора была построена более трех веков назад, в 80-е годы XVII столетия. Она возводилась по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, одновременно с сооружением новой архиерейской резиденции, которая ныне известна под именем «Ростовский кремль». Примерно в те же годы лучшие столичные колокольные мастера отлили для новой ростовской звонницы колокола, вес которых исчислялся тысячами и сотнями пудов. Эти колокола сохранились до наших дней. И сегодня, как и столетия назад, они звучат…

Интересно, что соборная звонница сооружалась в два этапа. Вначале была сооружена стройная трехпролетная конструкция, а немного позднее с северной стороны к ней была пристроена более массивная однопролетная башня, которая специально предназначалась для размещения самого большого колокола весом в две тысячи пудов (36 тонн).

Колокол «Сысой» соборной звонницы

Ростовская звонница относится к колоколонесущим сооружениям палатного типа – колокола на ней размещены на одном самом верхнем ярусе, в линию. Ее ближайшими аналогами являются звонницы Ростовского Борисоглебского монастыря и Воскресенского монастыря города Углича, также сооруженные митрополитом Ионой Сысоевичем.

Соборная звонница состоит из двух ярусов. При этом нижний ярус занимает почти весь объем здания – от основания до площадки звона. В его центральной части устроена церковь Входа Господня в Иерусалим, а боковые помещения – предназначались под хозяйственные нужды.

Верхний ярус ростовской звонницы – просторный, открытый, наполненный светом и воздухом, – отдан колоколам. Сюда, наверх поднимаются по узкой лестнице, выложенной в толще стены. Расположение лестницы на фасаде здания проявлено меленькими окошечками, которые сделаны для ее освещения.

Лестница, ведущая на ярус звона

Особенностью ростовской звонницы служит то обстоятельство, что от самого основания до яруса звона здание имеет сплошные пустоты, что превращает его в превосходный резонатор и создает особый акустический эффект, усиливающий мощное звучание огромных колоколов.

Звонница увенчана четырьмя главками, поставленными в линию. Каждый арочный пролет завершен вверху килевидной закомарой, над каждым из них возвышается глава, установленная на круглом барабане и увенчанная крестом.

Фасады звонницы строги и лаконичны. Их декор уподоблен наружному убранству более древнего Успенского собора, построенного в начале XVI века, что обеспечивает стилистическое единство этих разновременных памятников. Вместе с тем, здание звонницы служит неким связующим звеном между громадой соборного храма и архитектурным ансамблем Ростовского кремля.

Силуэты больших колоколов прекрасно видны в широких арочных проемах. Большие колокола повешены в линию, причем для каждого из трех самых тяжелых благовестников предназначен отдельный арочный пролет. Средние и малые колокола – сгруппированы.

Звонница Ростовского Успенского собора

Для исполнения колокольных звонов на соборной звоннице требуется одновременное участие нескольких звонарей. Звонари, находясь на открытой площадке яруса звона, видят друг друга, а главное, каждый из них со своего места может различить движение языка большого колокола, задающего ритм всей мелодии звона. И это позволяет звонарям согласовывать движения и общими усилиями исполнять сложные и гармоничные музыкальные композиции. Именно архитектурное решение звонницы, обилие свободного пространства и линейный способ размещения на ней колоколов позволяли ансамблю звонарей действовать согласованно и сообща исполнять большие звоны с участием всех колоколов.

Изначально на соборной звоннице находилось двенадцать колоколов. Четыре главы звонницы символизировали четырех евангелистов и указывали на четыре стороны света, куда всем народам несли благую весть двенадцать апостолов, символом которых являлись двенадцать колоколов звонницы. Звон ростовских колоколов, таким образом, знаменовал собой апостольскую проповедь. Впоследствии число колоколов соборной звонницы было увеличено до пятнадцати – к старинному колокольному ансамблю добавили два небольших колокола и перенесли на звонницу маленький колокол-ясак.

Итак, Ростовская соборная звонница представляет собой уникальный исторический комплекс, созданный талантливыми строителями и мастерами колокололитейного дела.

Ростовский Успенский собор и звонница Успенского собора

В настоящее время она продолжает оставаться действующей, ее колокола звучат, сопровождая церковное богослужение, совершаемое в Успенском соборе и в храме Входа Господня в Иерусалим.

Вид со звонницы Ростовского Успенского собора

Сегодня у звонницы имеется еще одно назначение – она служит своеобразной смотровой площадкой. Доступ на ярус звона открыт для всех желающих. Паломники, туристы, гости города получают уникальную возможность не только взглянуть c высоты на Ростовский кремль, Соборную площадь и исторической центр города, но оказаться рядом с древними огромными колоколами и прикоснуться к живой истории.

Алла Виденеева

Нужна ваша поддержка
Помогите восстановлению храмов
Внесите свой вклад в восстановление старинных храмов и монастырей Ростова Великого!
Поддержать фонд
Фонд "Ростов Православный" имени святителя Леонтия епископа Ростовского восстанавливает и поддерживает работу храмов Ростова Великого и его окрестностей. Внесите свой вклад в дело сохранения древних святынь.