Совершим небольшое «путешествие в прошлое»? Ваши ноги совсем не устанут, мы не будем много ходить, останемся в пределах одной площади, но увидим много прекрасного и узнаем много интересного!
Сегодня мы посетим Успенский собор Ростова Великого. У нас есть редкая возможность взглянуть на один из самых древних и значительных храм православной Руси глазами церковных паломников начала XX столетия.
Эту возможность дает нам небольшая книжечка Николая Александровича Успенского «Путеводитель по святыням древнего Ростова-Великого», изданный в 1913 году. Мы уже размещали обзорное путешествие по Ростову, основанное на этом путеводителе, а сегодня остановимся в сердце города – Успенском, когда-то кафедральном, соборе.
Далее представлены цитаты из путеводителя Н. А. Успенского.
«Миновав площадь, вы вступаете в центр города – древний Кремль, кругом которого находятся два крепостных земляных вала большой и малый, которые, к сожалению, недостаточно охраняются, но все же в некоторых местах (у церкви Исидора Блаженного и в стороне к Всехсвятской церкви) они доныне хорошо сохранились. По этому крепостному валу в Преполовенье в день совершается крестный ход из собора».
«В этой части города находится древний кафедральный Успенский собор, а рядом с ним – Кремль, обнесенный кругом высокой каменной стеной с башнями».
«В нем величественный деревянный иконостас, сделанный митрополитом Иоасафом Лазаревичем (1691-1701), заменившим им древний каменный иконостас, а на стенах имеется хорошая, хотя уже не древняя живопись, под которою, как оказывается, имеются фрески, которые могли бы быть открыты при наличности достаточных для этого средств.
Особенное внимание обращают на себя Царские врата, покрытые серебром. В алтаре замечательно горнее место с изображением Тайной Вечери.
По левую сторону Царских врат помещается чудотворная икона Владимирской Божией Матери, писанная чудесным образом Печерским иноком Алипием».
«У северных врат почивают открыто мощи Св. епископа Игнатия, скончавшегося в 1288 г. Сей Святитель не был предан земле, так как уже во время отпевания его совершились чудесные знамения. […] Празднование ему совершается 28 мая.
У южных врат почивают тоже открыто мощи Св. епископа Исайи, скончавшегося в 1090 г. Празднование ему бывает 15 мая.
Отсюда каменная лесенка ведет в нижний придел, где почивают под спудом мощи Св. епископа Леонтия – первого священномученика земли Русской, особо чтимого угодника, умершего около 1073 г. Ранее он почивал открыто в драгоценной золотой раке, но во время нашествия поляков в 1610 г. мощи его были скрыты в каменном гробе, который был изготовлен для Святителя по обретении его святых мощей в 1164 г. князем Андреем Боголюбским, а драгоценную раку поляки расхитили. Мощи угодника с того времени так и остались в том гробе в земле, поверх которого поставлена серебряно-вызолоченная рака, пред которою горит неугасимая свеча в особо устроенном для этого подсвечнике вроде крестильной купели. […] Память Святителя Леонтия празднуется 23 мая. Этот пещерный храм был случайно открыт в 1884 г. при переделке пола».
«В юго-западном углу почивают под спудом мощи скончавшегося в 1394 г. родного племянника преподобного Серия – святителя архиепископа Феодора, основавшего Московский Симонов и Ростовский Рождественский девичий монастыри. Память его празднуется 28 ноября.
В северном приделе находится древний Животворящий крест с частью древа Креста Господня и частицами мощей Святых. Крест этот выносится в день Богоявления и в другие дни освящения воды, а также в праздник Воздвиженья Креста Господня и на крестопоклонной неделе.
Кроме того, замечательны: древней греческого письма образ Спасителя по правую сторону Царских врат, рядом храмовой образ Успения Божией Матери и далее Господа Вседержителя с десятью вокруг образами страстей Христовых, писанный на стекле с подложенной фольгой, а оклад набран мозаикой из разноцветной минеральной россыпи.
У солеи около амвона -небольшая икона Спаса Нерукотворенного с греческими надписями – по преданию келейная Св. Леонтия; древняя небольшая икона Св. Николая Чудотворца около столба с левой стороны, а напротив его чтимый большого размера Животворящей крест Господень, а у соседей близ раки Св. Исайи в особом киоте помещается чтимый, привезенный с Афона, образ целителя Пантелеймона.
По обеим сторонам собора внутри его находятся гробницы иерархов Ростовских и между ними (близ мощей Св. Исайи) Ионы Сысоевича, скончавшегося в 1691 г. –строителя кремлевских церквей и соборной звонницы.
Против местной иконы Спасителя у столба находится древнее архиерейское место».
«В соборе ежедневно совершаются утреня, ранняя и поздняя литургия и вечерня, а под праздничные дни – всенощная.[…] По средам после поздней литургии читается акафист Св. Леонтию, а в субботу после ранней литургии – акафист Св. Феодору».
«По выходе, из собора направляетесь Вы к знаменитой его звоннице. Главный колокол «Сысой» весит 2000 пудов, второй полиелейный в 1000 пуд., третий «Лебедь» в 500 п., четвертый «Голодарь» т.е. великопостный в 158 п. и т.д. всего колоколов 13. Звоны производятся по нотам, которые преимущественно заучиваются особо нанятыми звонарями.
Наиболее известны звоны древние: Ионинский, Иоакимовский и Георгиевский и новый Ионафановский. Особою музыкальностью и торжественностью отличается Георгиевский, при котором удар в большой колокол делается только в один край».
«Под колокольней находится небольшая церковь Входа Господня в Иерусалим, в каковой праздник только и бывает там служба.
У аллеи главного хода обращают внимание солнечные часы, устроенные бывшим настоятелем собора ученым протоиереем о. Андреем Тихвинским, любителем астрономии».
Алла Виденеева