Ростовская звонница: от Сысоя до Ясака

Малые колокола соборной звонницы

С древних времен к церковным колоколам существовало особое отношение. В чине освящения колокола говорится о том, что люди, слыша колокольный звон, «в благочестии и вере укрепятся и мужественно всем диавольским наветом сопротивостанут». А в наши дни современные ученые все увереннее утверждают о благоприятном влиянии колокольного звона на окружающую среду и здоровье человека.

Россия узнала колокола позже, нежели страны Западной Европы или христианского Востока, однако период заимствования и ученичества продлился недолго. Уже в XVI столетии наша страна обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов. В XVII веке на Руси отливались тысячепудовые колокола-гиганты, для которых был изобретен особый язычный способ звона, что сообщило русским колокольным звонам небывалую мощность звучания и необычайную мелодичность. Известный историк XIX века И. Е. Забелин писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Колокол соборной звонницы. Фото Артема Ачкасова

Вторя ему, дореволюционный исследователь отечественных колоколов М. И. Пыляев утверждал, что «лучшие по тону колокола в России, − в Ростовском соборе. Колокольня этого храма замечательна своим устройством и музыкальными звонами колоколов. … Колокола висят в линию и различаются весом: первый в 2000 пудов, второй в 1000, третий в 500 и т.д. до 20 пудов и менее. … Звонари становятся так, что могут видеть друг друга и соглашаться в такте. Это одно из условий гармонии. Митрополит Платон приезжал слушать эти звоны и хотел учредить у себя такие же в Вифании. Но ему сказали: дайте такую же колокольню и такие же колокола».

Звонница Ростовского Успенского собора представляет собой особый памятник истории и культуры. Великолепному архитектурному сооружению и огромным колоколам насчитывается более трехсот лет. Через столетия была пронесена и сохранена традиция исполнения древних ростовских колокольных звонов. И сегодня, так же как и сто или двести лет назад, в Ростове звучат старинные колокола. Их голос, их вес, их размеры по-прежнему поражают восприятие всех, кто их видит и слышит.

Колокол «Сысой». Фото Артема Ачкасова

Самый большой соборный колокол весит две тысячи пудов (32 тонны), лил его в 1688 году московский мастер Флор Терентьев. Имя свое «Сысой» он получил в память об отце владыки Ионы, схимонахе Сысое. Язык этого колокола-гиганта весит около полутора тонн, раскачивают его два звонаря. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду звонницы.

Колокол «Полиелейный». Фото Артема Ачкасова

Следующий по величине колокол − тысячепудовый «Полиелейный», отлитый в 1682 году, шестью годами раньше «Сысоя», московским мастером Филиппом Андреевым, вместе с сыном Киприаном. Его название в переводе с греческого означает «многомилостивый».

Колокол «Лебедь» весом в полтысячи пудов отливался Филиппом Андреевым в один год с «Полиелейным». Он обладает красивым, звучным, «полетным» голосом, за что, вероятно, и получил такое имя.

Колокола соборной звонницы. Фото Артема Ачкасова

Обращает на себя внимание точность весового соотношения – большой колокол ровно в два раза тяжелее второго, а тот, в свою очередь ровно в два раза больше третьего. Гармоническое сочетание трех басовых колоколов соответствует звукам «до-мажорного» трезвучия, и это обстоятельство придает ростовским звонам слаженность и гармоничность.

Группу средних колоколов образуют «Голодарь», «Баран», «Красный» и «Козел», они отлиты в разное время, имеют тональное соответствие.

Колокола «Красный» (30 пудов) и «Козел» (20 пудов) находятся в третьем пролете звонницы, рядом с «Лебедем». Другие четыре безымянных колокола расположены между третьим и четвертым пролетами.

Из четырех колоколов, повешенных в четвертом пролете звонницы, сохранились три древних колокола: «Баран» весом в 80 пудов, отлитый в 1654 году московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных.

Размещенный здесь же колокол «Голодарь» (171 пуд) изготовлен в 1856 году на заводе Ярославского купца Чарышникова. Когда-то на его месте висели «Голодарь» 1-й и «Голодарь» 2-й, которые в разное время, один за другим, были разбиты. Свое необычное имя этот колокол получил от того, что в него благовестили во время Великого Поста.

Малые колокола представлены четырьмя безымянными и двумя зазвонными. Безымянные колокола имеют следующий вес: 11 пудов (180 кг) (в 2001 году он был заменен на новый в 329 кг); 8,8 пудов (144 кг); 5,3 пуда (87 кг): 4,4 пуда (72 кг). Зазвонную группу образуют два колокола – весом в 3,8 пудов (62 кг) и 2,6-пудов(43 кг). Сюда же следует отнести и самый маленький колокол «ясак» в 24 кг, который редко участвует в звоне.

Колокола соборной звонницы

Итак, в последней четверти XVII-XVIII столетиях на соборной звоннице находилось 12 колоколов. В XIX веке, после того, как были добавлены еще три небольших колокола, их число возросло до пятнадцати.

Одним из этих новых колоколов стал «Набатный», который, впрочем, больше известен по другому своему имени – «Ионафановский». Его отлили в 1894 году на заводе Оловянишникова специально для нового Ионафановского звона, сочиненного протоиереем Аристархом Израилевым.

Также, в конце XIX века, по настоянию отца Аристарха, для соборной звонницы был отлит колокол весом в 20 пудов, получивший неблагозвучное имя «Козел».

Тогда же на звонницу был поднят маленький «Ясак», который прежде был прикреплен к восточной стене Успенского собора, и использовался для подачи сигнала звонарям – к началу благовеста или звона.

Колокола соборной звонницы. Фото Ильи Мельникова

Древний колокольный ансамбль Ростовской соборной звонницы, в своей основе сохранился до наших дней.

Алла Виденеева

Нужна ваша поддержка
Помогите восстановлению храмов
Внесите свой вклад в восстановление старинных храмов и монастырей Ростова Великого!
Поддержать фонд
Фонд "Ростов Православный" имени святителя Леонтия епископа Ростовского восстанавливает и поддерживает работу храмов Ростова Великого и его окрестностей. Внесите свой вклад в дело сохранения древних святынь.