Древнее село Угодичи и его удивительные храмы

Никольский храм села Угодичи

Угодичи, как и другие приозерные села, поныне носящие мерянские имена, возникли в глубокой древности. Это были поселения племени Меря, проживавшего в этих землях еще до прихода славян. А значит по времени своего основания они старше Ростова.

Башков В. Г. Вид села Угодич с западной стороны. (фрагмент) 1835 г.

Во времена Древней Руси Угодичи входили в состав княжеской вотчины. Первое документальное упоминание об этом селе относится к 1328 году, мы встречаем его в завещании великого московского князя Ивана Даниловича Калиты: «А се даю сыну моему Ивану слободу Угожь ростовци».

Позднее, во второй половине XIV века, селом владел московский князь Димитрий Донской, который в 1380 году одержал победу в знаменитой Куликовской битве, что стало началом свержения двухсотлетнего золотоордынского ига.

В начале XVII столетия из великокняжеского владения село перешло в руки частных владельцев, первым из них стал думный дьяк Томила Луговской. О нем известно, что в 1612 году он принимал в своем селе князя Дмитрия Пожарского, который во главе народного ополчения направлялся из Ярославля на Москву для освобождения столицы от иноземных захватчиков. Тогда ряды ополченцев пополнились жителями Угодич, пожелавшими послужить своему Отечеству.

В конце XVII века новым владельцем села стал дворянский род Мусиных-Пушкиных. Бытует предание, что в 1709 году в Угодичах побывал царь Петр I. Государь тогда почтил посещением своего сподвижника Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, которому присвоил графский титул и пожаловал Ростовское озеро с рыбными ловлями.

Ростов, озеро, прибрежные села. Карта А. И. Менде. 1857 г.

Во второй половине XVIII века императрица Екатерина II пожаловала это село княгине Екатерине Алексеевна Голицыной (урожденной Кар).

В середине XIX века Угодичи были центром большой волости, объединявшей двадцать селений. В самом же селе, по данным на 1861 год, проживало две тысячи человек, а число дворов достигало 300. Основным занятием сельчан являлось огородничество и рыболовство, развивались ремесла и торговля, был развит отхожий промысел – поиск заработков в городах. Зимней подработкой была «ледопромышленность» – колка и продажа льда, который использовался в погребах для хранения продуктов.

В селе находились волостное правление, два храма, училище, пожарное депо, гостиный двор, три завода: паточный, цикорный и мятного масла. По воскресеньям на базарной площади происходил торг.

Село Угодичи. Вид сверху. 2016 г.

Особенностью Угодич являлось то, что в этом большом богатом торговом селе стояла не одна церковь, а сразу несколько. В XVII столетии здесь было четыре церкви: главной из них являлась Богоявленская; Петра и Павла – с трапезной; Архангела Михаила – кладбищенская; Николая Чудотворца. Все они были срублены из дерева. Вот как о них рассказывают переписные книги 1629-1631 годов: «Село Угодичи у Ростовского озера на речке на Вороболке. А в селе церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, вверх; да церковь с трапезою верховных Апостол Петра и Павла; да на могилицах церковь Архистратига Михаила; да церковь сооружена вновь Николы Чюдотворца, древян, клетцки. А церкви, и в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнях колокола, и всякое церковное строенье – мирское, того ж села Угодич крестьян».

Со временем место деревянных храмов заняли каменные, и число их сократилось до двух. В селе остались большая Богоявленская церковь, которую местные жители гордо именовали «соборной» и высокий стройный Никольский храм. Зато в каждой из этих церквей имелось по четыре придела, так что общее число церковных престолов равнялось десяти. В Богоявленском храме – в центральном объеме имелись приделы Иоанна Предтечи и святых мучеников Кирика и Иулитты, в теплой трапезе – Трех Святителей и Петра и Павла. В Никольском храме были устроены приделы Ильи Пророка и Св. Архистратига Михаила, а в теплой пристройке – Преподобного Александра Свирского и Смоленской иконы Божией Матери.

Когда старые деревянные церкви перестраивали в каменные, первой возвели Богоявленскую церковь – в конце XVII века. В последующие столетия ее неоднократно достраивали и перестраивали. Последняя существенная реконструкция относится к 1850-м годам. А в 1960-х годах церковь уничтожили, и то, какой она была, мы можем видеть лишь на старых фотографиях. От церковного ансамбля сохранилась только колокольня.

Богоявленская церковь. Открытка нач. ХХ в.

Церковь Богоявления стояла в самом центре села. Она была высокой и просторной, и действительно, вполне могла равняться с городскими соборами. Храм венчало массивное пятиглавие, а по углам основного церковного объема были установлены четыре пристройки в виде часовенок с шатровыми завершениями.

Обширная трапезная соединяла храм с высокой колокольней, построенной в конце XVIII века. Вес самого большого колокола Богоявленской колокольни, отлитого в 1876 году, был поистине огромен – превышал 6 тонн 300 кг. (385 пудов 15 фунтов).

Каменная Никольская церковь была построена в самом начале XVIII столетия. В 1709 году, 11 сентября, ее освятил ростовский митрополит Димитрий, впоследствии причисленный к лику святых и прославленный как новый Российский чудотворец.

Никольский храм села Угодичи необычайно красив. Согласно изысканиям А. Г. Мельника, он является «последним по времени каменным памятником древнерусской архитектуры в Ростове и его окрестностях».

В советское время Никольская церковь лишилась трапезной, приделов, колокольни, а в стенах появились огромные проломы. Но стены основного четверика уцелели.

В конце 1990-х годов в Никольском храме возобновились богослужения. С 2000-х годов – началось его постепенное восстановление.

Никольская церковь. 2020 г.

В прошлом село Угодичи располагало двумя прекрасными древними храмами с многочисленными приделами. До наших дней сохранилась Никольская церковь, утратившая свою колокольню, и колокольня Богоявленского храма, от которого ничего, кроме нее, не осталось…

Колокольня Богоявленской церкви. 2014 г.

Алла Виденеева

Нужна ваша поддержка
Помогите восстановлению храмов
Внесите свой вклад в восстановление старинных храмов и монастырей Ростова Великого!
Поддержать фонд
Фонд "Ростов Православный" имени святителя Леонтия епископа Ростовского восстанавливает и поддерживает работу храмов Ростова Великого и его окрестностей. Внесите свой вклад в дело сохранения древних святынь.