Ростовские колокольные звоны: сквозь века и эпохи.

Колокола Ростовской соборной звонницы

Ростовские звоны… При этих словах вспоминается величественный голос старинных колоколов Ростовской соборной звонницы. Удивительно и непостижимо, что созданный в XVII столетии уникальный ансамбль этих огромных колоколов практически в неприкосновенности сохранился до наших дней. Вот уже четвертое столетие над древним Ростовом плывут звоны соборных колоколов-гигантов, и мало что может соперничать с ними по красоте и силе звучания.

Михаил Виллие (1838-1910). Праздничный трезвон
Михаил Виллие (1838-1910). Праздничный трезвон

Колокола и колокольные звоны издревле и прочно занимают достойное место в богослужении Русской Православной Церкви. Если икона − это молитва в красках, храм − молитва в камне, то колокол − это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русский православный человек избрал для себя как духовную святыню, как идеал.

Между тем, колокольный звон имел не только богослужебное значение, ему было суждено стать одной из самых ярких черт русской жизни, особым, вполне самостоятельным языком русской национальной культуры. «С любовью русский народ созидает единственные в мире по размеру, весу и силе звуков колокола – писал Н. Корсунский в книге «Благовест», изданной в 1887 году, – и любит, когда громовые удары их потрясают воздух и наполняют душу его великим, благоговейным чувством. И не заменит русскому человеку этого звона никакой другой призыв … Звон церковных колоколов слышали мы при разнообразнейших положениях и условиях нашей жизни. От колыбели и до гроба сопровождает он нас, наполняя нашу душу то светлой радостью, то горем и печалью».

Колокольный звон. Фото Владимира Ламзина
Колокольный звон. Фото Владимира Ламзина

В Ростове, на звоннице Успенского собора, сохранилась традиция исполнения нескольких праздничных и будничных звонов. Праздничные, как следует из названия, звучали в дни главных церковных торжеств. Они исполнялись «во все колокола», с обязательным участием трех самых больших и звучных благовестников. Этим звонам свойственны мелодичность и благозвучие, метрическая ясность и ритмическая четкость, повторяемость основной темы и вариантность в партии зазвонных колоколов. Будничные звоны, предназначались для обычных дней, в них задействовались малые и средние колокола.

На соборной звоннице
На соборной звоннице

«Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь… В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом – так о ростовских звонах в начале ХХ века отзывался знаток колоколов С. В. Смоленский: Это именно «неземная музыка», и не знаю я, есть ли ещё в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом…».

Огромные колокола и многочисленность колокольного набора требовали участия в звоне нескольких звонарей. Важно подчеркнуть, что пространственно-архитектурное решение звонницы предоставляло прекрасные возможности для ансамблевого исполнения колокольных звонов. Открытая площадка звона и линейная развеска колоколов позволяли звонарям синхронизировать удары в колокола и держать общий ритм, что являлось главным и необходимым условием для исполнения сложных, гармонично выстроенных музыкальных композиций.

Соборные колокола
Соборные колокола

Для исполнения больших праздничных звонов требуется не менее пяти звонарей. За сотни лет традиция исполнения ростовских звонов передавалась «из рук в руки», переходя от одного поколения звонарей к другому.

Самый древний из ростовских звонов − «Ионинский» − носит имя ростовского митрополита Ионы Сысоевича – создателя Ростовского кремля, соборной звонницы и соборных колоколов. Его отличает торжественный, строгий, размеренный ритм.

Два другие большие праздничные звона – «Егорьевский» и «Акимовский», носят имена ростовских церковных владык XVIII века – архиепископов Георгия (1718-1730) и Иоакима (1731-1741). Егорьевский звон выделяется тем, что при его исполнении большой колокол, задающий ритм общему звучанию, ударяется не в оба края, а в один, что придает мелодии особую протяженность. Вероятно, время создания этих звонов можно отнести к XVIII веку.

Большой «Иоакимовский» звон был создан в XIX столетии. Его автором является протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817-1901) известный специалист в области колоколов и колокольной акустики, большой знаток колокольных звонов. Звон посвящен ярославскому архиепископу Ионафану, который вошел в историю отечественной культуры, как один из организаторов Ростовского музея церковных древностей. Для исполнения «Ионафановского» звона, по настоянию отца Аристарха колокольный набор звонницы пополнился двумя небольшими колоколами.

Малые колокола соборной звонницы
Малые колокола соборной звонницы

Протоиерей Аристарх – первый исследователь ростовских колоколов, автор книги «Ростовские колокола и звоны», увидевшей свет в конце XIX века, в которой содержатся: описание колоколов и их музыкально-акустическая характеристика, приведена нотная запись пяти древнейших колокольных композиций и даны указания по поводу их исполнения звонарями.

Труды протоиерея Аристарха Израилева, а также звукозаписи и киносъемка ростовских звонов в исполнении старых звонарей, осуществленные в 1960-х позволили зафиксировать и, следовательно – сохранить традицию древних ростовских звонов, их мелодию и ритмику.

В 1963 году были произведены записи колокольных звонов для фильма «Война и мир» кинорежиссера Сергея Бондарчука. Для этого привлекли старых соборных звонарей, еще помнивших свое ремесло. Руководил звонарским ансамблем Александр Сергеевич Бутылин. Три года спустя соборные колокола вновь зазвучали на съемках документального фильма «Семь нот в тишине», частью которого стал рассказ о судьбе колокольных звонов и старых ростовских звонарей. В том же 1966 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью колокольных звонов. Благодаря звукозаписям 1960-х годов старинные колокольные звоны Ростова Великого были спасены от забвения.

Антоника Кривичанина. Колокольный звон на Ростовской звоннице
Антоника Кривичанина. Колокольный звон на Ростовской звоннице

По счастью, традиция исполнения колокольных звонов не пресеклась, но была сохранена для новых поколений соборных звонарей, для того времени, когда ростовские колокола зазвучали вновь.

Возобновление звонов произошло в 1987 году. Сначала они исполнялись в качестве концертных выступлений. С 1990-х годов, после передачи Успенского собора Русской Церкви, ростовским колокольным звонам вернулось их истинное предназначение – служить звуковым сопровождением церковного богослужения.

Кадры кинохроники, вошедшие в фильм Виталия Аксенова “Семь нот в тишине” (1966 г.), звуковая дорожка – запись “Акимовского” звона из фондов киностудии “Мосфильм” (1963 г.) Из открытых источников.

Алла Виденеева

Нужна ваша поддержка
Помогите восстановлению храмов
Внесите свой вклад в восстановление старинных храмов и монастырей Ростова Великого!
Поддержать фонд
Фонд "Ростов Православный" имени святителя Леонтия епископа Ростовского восстанавливает и поддерживает работу храмов Ростова Великого и его окрестностей. Внесите свой вклад в дело сохранения древних святынь.